История театра
Драматический театр Балтийского флота – старейший флотский театр в России. Начав своё существование в Кронштадте в 1930 году, он сменил много адресов, но по сей день, являясь военным учреждением культуры, занимается эстетическим и патриотическим воспитанием защитников нашей Родины, а также активно отзывается на потребности штатского зрителя в культурном досуге.
90 лет для театра – срок, вполне достаточный для формирования его индивидуально-неповторимого творческого лица. Уже заложены определённые традиции, уже имеется своя овеянная легендами история. История эта неразрывно связана с героической историей Балтийского флота, политической обстановкой в стране и поисками новых форм в театральной сфере.
1930-е. Становление театра
Кронштадт – родина первого флотского театра
В декабре 1930 года, после военных маневров Краснознамённого Балтийского флота, был дан концерт, на котором присутствовал Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. Высоко оценив большую и нужную работу концертной бригады, К. Е. Ворошилов высказал пожелание о создании военно-морского театра. По инициативе маршала, из группы талантливых активистов художественной самодеятельности в городе-крепости Кронштадте был создан театр.
Первые четыре года существования театра были достаточно сумбурны – за это время сменилось семь режиссёров. Артистам-любителям (среди них были и певцы, и танцоры, и чтецы, и акробаты) не доставало профессионального мастерства и сценического опыта. Необходима была твёрдая, направляющая рука режиссёра, чтобы создать стабильный и полноценный творческий коллектив.
В 1934 году с приходом молодого талантливого режиссёра Александра Викторовича Пергамента в Театре Балтийского флота началась настоящая творческая жизнь. Благодаря этому человеку за следующие десять лет своего существования из группы, насчитывающей 24 артиста-любителя, театр превратился в профессиональный коллектив, состоявший из ста человек.
Александр Пергамент привёл в театр, состоявший до этого исключительно из военнослужащих, группу выпускников театрального училища, добился приёма в штат женщин-актрис, организовал профессиональную учёбу для самодеятельных артистов труппы. В Кронштадт приглашались известные актёры и педагоги сценического мастерства такие, как Б. В. Щукин, Л. С. Вивьен, Б. В. Зон. После смерти народного артиста СССР Б. В. Щукина с 1 января 1940 года в театре была установлена премия его имени, присуждаемая специальной комиссией за лучший образ, созданный в спектакле. Первым её лауреатом стал артист Александр Кутьин, в сезоне 1939-1940 создавший монументальный образ великого русского учёного Пирогова в спектакле «Сёстры» Ю. Германа.
Секреты актёрского мастерства постигали, внимательно изучая систему К. С. Станиславского. «Мне было радостно узнать, – писал в августе 1938 года коллективу театра Балтики К. С. Станиславский, – что моя работа в искусстве поможет вам создать образы жизненной правды и показать их доблестным бойцам Краснознаменного Балтийского флота и славной крепости Кронштадт».
Адмирал флотского театра
Работа в Театре Краснознамённого Балтийского флота окажется самым счастливым периодом как в творческой, так и в личной жизни А. С. Пергамента. Адмирал – такое прозвище было у него в кругу друзей. Выпускник студии при Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (класс Юрия Юрьева), к 1934 году Пергамент имел разнообразный режиссёрский опыт. Начал ставить спектакли в Ленинграде, но настоящей «школой молодого бойца» для режиссёра оказалась работа в 1929-1930 годах в Московском государственном театре «Синяя блуза». За этот период он поставил около 40 программ и отдельных номеров (литературно-художественные монтажи, обозрения, сценки, принимал участие в организации массовых театрализованных представлений). Как пригодится этот опыт для работы фронтовых концертных бригад и гастрольной жизни флотского театра! После службы в армии Александр Пергамент работал в Старой Руссе главным режиссёром филиала ленинградского ТЮЗа, участвовал в создании первого рабочего театра в сибирском посёлке Шадринка (сегодня Черемховский драматический театр) и в 1934 году прибыл в Кронштадт.
«Незаурядный талант, фанатическая преданность искусству, делавшая его, человека, в общем, мягкого, волевым и требовательным руководителем, юношеская горячность в соединении с мудрой простотой и необыкновенная сердечная теплота, высокий дар дружбы и верности», – такими словами описал главного режиссёра Театра Балтийского флота драматург и писатель Александр Крон.
Будучи в тесном контакте с ведущими драматургами того времени: В. Вишневским, А. Кроном, К. Симоновым, А. Пергамент не переставая искал новых авторов и новые формы. В одной из своих статей режиссёр писал: «Как и всякой воинской части, театру приходилось вести работу оперативно, всегда контактируя её с интересами флота; во время маневров создавать подвижные бригады, ставить наряду с большими пьесами портативные спектакли, легко приспосабливая их к показу в небольшом клубе части или на палубе корабля, всегда иметь в готовности выездную группу».
Участник Русско-финской и Великой Отечественной войн. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945». Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР. Александр Пергамент руководил флотским театром 22 года – вплоть до его расформирования в 1956 году. До 1958-го возглавлял Ленинградский Ленком. Потом уехал в Петрозаводск, где служил главным режиссёром местного музыкально-драматического театра. С 1961 и до смерти в 1969-м – преподавал, будучи доцентом, заведующим кафедрой режиссуры Ленинградского института культуры им. Н. Крупской.
Определилась репертуарная линия
В 1939 году Театр Балтийского флота впервые едет покорять Москву. Газета «Правда» оценивает творческую деятельность коллектива как «высокое, идейно-целенаправленное искусство театра с большой буквы».
Уже в первое десятилетие существования театра чётко определилась его репертуарная линия, направленная на создание героико-патриотических спектаклей. Основу такого репертуара театра составляли спектакли «Мятеж» Д. Фурманова, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Князь Мстислав Удалой» И. Прута, «Любовь Яровая» Н. Тренева. «Бронепоезд 14-68» Вс. Иванова. На сцене театра Балтфлота с большим успехом идут пьесы Вс. Вишневского «Первая Конная» и «Оптимистическая трагедия». В концертных программах театра и ансамбля флота огромной популярностью пользуются его произведения «Мы из Кронштадта», «Кронштадтский полк», «Мы – русский народ» и многие другие.
В приказе, посвящённом десятилетию работы военно-морского театра, командующий КБФ адмирал Н. Г. Кузнецов отмечает специфику и неповторимость творческой жизни этого творческого коллектива: «Славный боевой путь прошёл театр за 10 лет своего существования… Исключительное внимание в своей работе театр уделял вопросам оборонной тематики … Особенностью театра КБФ является то, что он не только работает на стационаре, где ярко светят рампа и софиты, но также хорошо работает на открытой броневой палубе корабля, в кубрике, на земле, где фары автомобиля служат единственным освещением…»
Театр в годы Великой Отечественной войны
Работа концертных фронтовых бригад
По-настоящему почувствовать своё военное происхождение флотский театр смог уже во время зимней войны с Финляндией (в период советско-финляндского конфликта зимой 1939-1940 годов коллектив дал около 300 выступлений). Но особое значение словосочетание «военные артисты» приобрело в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Начало войны артисты встретили в Таллине, куда из Кронштадта коллектив был перебазирован в 1940-м.
С первого же дня войны артисты начали гастролировать по действующим частям, разделившись на небольшие концертные бригады – «пятёрки». В репертуаре такой «пятёрки» мог быть отрывок из известной пьесы или одноактный спектакль, выступление небольшого оркестра, шуточный дует, акробатический номер, танец, частушки, народные песни. С костюмами в заплечном мешке и облегчённым реквизитом, за плечами – баян, в руке – винтовка (личное оружие – у каждого) – так военные артисты пробирались на передовую к своему зрителю.
«Трудно найти такой уголок на Балтике, где бы не побывали выездные бригады театра. Ни артиллерийский обстрел, ни воздушные налёты, ни угроза мин не останавливают их в стремлении донести великую зажигающую силу искусства до самой массы бойцов», – сообщает газета «Краснознамённый Балтийский флот» 12 августа 1941 года (заметка В. Вишневского и Я. Грика «Желанные гости, боевые товарищи. 600 выступлений театра КБФ на фронте»).
«Их можно видеть всюду. <…> Там, где не могут выступать двое, выступает один. Где не проходит машина, артисты идут пешком», – пишет корреспондент К. Кормушенков в заметке «С баяном и гранатой» (газета «Краснознамённый Балтийский флот», август 1942).
Выступали на фортах и палубах военных кораблей, в кубрике, на площадке орудийного расчёта, в землянках и прямо под открытым небом. Но чаще – на открытой платформе грузовика. А если напротив него была возможность установить два мотоцикла, которые своими зажжёнными фарами освещали артистов, то условия были не хуже, чем в настоящем театре. В 1941-м кочевой образ жизни стал нормой для актёров «блиндажно-палубного», как они его называли, театра и ансамбля песни и пляски. По два-три-пять выступлений в сутки.
За первый месяц войны 11 фронтовых бригад Театра Краснознамённого Балтийского флота дали 900 выступлений. В конце сентября 1941-го года художественный руководитель Театра КБФ Александр Пергамент сообщил газете «Правда», что за три месяца войны его артисты дали около 1500 концертов.
«Война искусству скидок не даёт»
Не сразу появились в труппе флотского театра актрисы. Но тяготы военного времени легли в полной мере и на их хрупкие плечи. С 1940 по 1941 год в Театре Балтийского флота служила уже до войны активно снимавшаяся в кино Валентина Телегина. При эвакуации с острова Эзель (Сааремаа) актриса самоотверженно уступила своё место в самолёте раненому солдату и покинула военную базу одной из последних. Актриса Людмила Макарова не смогла уехать из Ленинграда вместе с труппой БДТ и в 1941-м поступила в Театр Балтфлота, в составе которого выступала до конца войны. «Артистка Вера Рихтер добровольно приехала на фронт, изъявив желание вместе с другими своими товарищами служить делу обороны. В театре пять девушек-добровольцев. Все из Ленинграда» (заметка В. Вишневского и Я. Грика «Желанные гости, боевые товарищи. 600 выступлений театра КБФ на фронте» в газете «Краснознамённый Балтийский флот», 12 августа 1941 года).
Женщины повсюду были наравне с мужчинами. Актриса Евгения Церебилко – единственная женщина, награждённая орденом Красной звезды в труппе, вспоминала: «Помню, как из последних сил старалась не отставать от ребят в пути и всё-таки отставала: идти мешали большие валенки, шапка, то и дело наползавшая на глаза. «Ничего-ничего, старуха, – подбадривал меня Саша Княжецкий. – Всё равно они нас будут ждать, наши балтфлотцы, куда им без нас?» (Из книги «Артисты в погонах. Воспоминания артистов Театра Краснознаменного Балтийского флота»)
Актриса Софья Прусиновская вспоминала: «Война искусству скидок не дает! – любил повторять наш режиссёр и бригадир Савва Раппопорт. – Не думайте, что если спектакль идёт на палубе боевого корабля или под крылом самолёта на аэродроме, то можно играть вполсилы. Мы – актёры!» (Из книги «Артисты в погонах»)
Актёры переодевались прямо на глазах у зрителей, гримировались в ближайших кустах. Мебели не хватало и порой ящики или даже футляры от музыкальных инструментов изображали «уютную» жилую обстановку. Однажды на сцену вынесли стол с телефоном, шнур которого свободно свисал со стола. Художественный руководитель Театра КБФ режиссёр Александр Пергамент вспоминал, как во время спектакля, когда герой взял трубку и начал набирать номер, один из бойцов-зрителей подполз тихонько к шнуру и воткнул его вилку в землю. Да, зрители видели примитив сценических средств, но хотели верить и верили в предлагаемые обстоятельства. Потому им нужна была настоящая вода в графине и настоящий выстрел, даже если его производил помощник режиссёра, стреляя в воздух рядом со сценой, не скрываемый от публики за отсутствием кулис.
Таллинский переход – первые потери
26 августа 1941 года коллектив театра, размещённый на военных и гражданских кораблях, под непрерывной бомбёжкой гитлеровской авиации и флота совершил перебазирование из Таллина в Ленинград. Таллинский переход – одна из страшных страниц первого года войны. В операции по эвакуации основных сил Балтийского флота приняли участие более 220 кораблей и судов, а также множество гражданских плавсредств с женщинами, детьми и раненными на борту. Добраться до Кронштадта и Ленинграда смогли далеко не все…
Актриса Валентина Богданова вспоминала, как её бригада погрузилась на ледокол «Кришьянис Валдемарс». Подорвавшись на мине, он затонул одним из первых. «Когда я выскочила на палубу, там уже никого не было. Палуба уже кренилась. Сбросила пальто, противогаз, туфли и – в воду! Откуда-то со стороны услышала голос мужа: «Плыви скорее прочь от корабля – затянет!» Я поплыла наугад. Снова услышала: меня звали. Это старшина с корабля, мой муж и артист Деранков подзывали меня. Они держались за какое-то подобие крохотного плотика. <…> В Ленинграде мы узнали о гибели наших товарищей. Это были прекрасные ребята. Многие из них могли бы стать известными». (Из книги «Артисты в погонах. Воспоминания артистов Театра Краснознаменного Балтийского флота»)
«Бьют с эстонского берега (там уже враг). Бьют с финского, – вспоминал также участник этого перехода Всеволод Вишневский. – Летят с визгом снаряды… Катера спасают людей… Бьют зенитки и пулемёты! Бьют все корабли… Идём сквозь круги Дантова ада и бьёмся…»
Уже в Ленинграде артисты узнали, что многие их товарищи навсегда остались в водах Балтийского моря. Погибли артисты-краснофлотцы Николай Ануфриев («из эпизодической роли он мог сделать запоминавшийся, яркий образ человека, который на сцене вставал в один ряд с главными действующими лицами»), комик Владимир Дмитриев (его «у нас называли Кокленом по имени всемирно известного до войны французского комика»), Виктор Шпринг («смелый и находчивый парень – и этому мы были свидетелями не только на сцене, а и в жизни, на войне, на полуострове Ханко»), недавно пришедшие в театр молодые артисты Василий Панков, Роман Цейтлин и Матвей Белов – «настоящий моряк, прошедший школу службы на боевых кораблях, пришедший в наш театр из флотской самодеятельности…»
Спектакли в блокадном Ленинграде
К сентябрю 1941-го прибывшие в Ленинград артисты (часть труппы оказалась на островах и с тяжёлыми потерями прорывалась к своим) жили сначала в школе на Большом проспекте, потом в Доме культуры Промкооперации – ныне Дворец культуры имени Ленсовета на Каменноостровском проспекте. Тут начался новый период жизни театра: ленинградская блокада. Все 900 блокадных дней театр мужественно вынес вместе с героическими защитниками города.
Актёры ни на секунду не прекращают работать. Они пишут фельетоны, придумывают сатирические частушки. В составе ТКБФ создаются джаз-бригада и кукольная группа. Солисты разучивают новые песни, репетируют номера циркового жанра, хор и оркестр записывают специальные передачи по радио.
Выступали на заводах «Вулкан», «Электроаппарат», легендарном Кировском, давали «шефские» концерты на фабриках имени Крупской, имени Урицкого. Концерты в ленинградских госпиталях также стали для флотских артистов обязательной программой. Переходили из палаты в палату, снова и снова исполняя приготовленный репертуар. А случалось устраивали сольные концерты для трудных, лежачих больных.
Зимой 1941-1942 годов стали записывать концерты для раненых по радио, исполняя присланные в письмах «заявки». Артисты, обслуживающие морскую пехоту Ладожской флотилии, при тридцатиградусном морозе на открытых машинах преодолевали от 60 до 120 километров. «Кровь стыла в жилах на этих переездах», вспоминали участники этой бригады. А однажды актёрская «семёрка», отыграв несколько концертов в Новой Ладоге, «при полной выкладке» прошла пешком около 200 км по озеру до вмерзших в лёд кораблей… Но, едва отогревшись, артисты забывали про усталость и дорожные невзгоды и с жизнерадостной улыбкой начинали концерт.
Коллектив театра превратился в боевое подразделение Краснознамённого Балтийского флота и оперативно маневрировал репертуаром, от малых концертных форм переходя к постановке больших спектаклей.
Премьера пьесы Матвея Тевелева «Навстречу эскадре» состоялась 5 июля 1942 года в Малом зале Дома культуры Промкооперации. В пьесе было 16 действующих лиц! Шестнадцать актёров, переживших первую блокадную зиму, играли для зрителей, не жалея сил.
Окрылённые успехом, артисты возобновили на большой сцене довоенный «Парень из нашего города» Константина Симонова. А 23 августа 1942 состоялась премьера спектакля по новой, недавно опубликованной в газете «Правда» первой из военных драм этого же автора «Русские люди». Время действия – осень 1941. Место действия – Южный фронт. Количество действующих лиц, согласно программке – 21 человек.
Потом были поставлены комедия З. Ерухимовича и А. Штейна «Добро пожаловать», военная драма А. Корнейчука «Фронт», спектакль по пьесе А. Крона «Офицер флота». Это всё многонаселённые героями пьесы: в блокадном Ленинграде на сцену выходило от 15 до 26 действующих лиц.
Ещё более ярким событием стала постановка пьесы Всеволода Вишневского «У стен Ленинграда». Эта военная драма посвящена обороне города-героя.
Главные герои – бойцы морской пехоты, сражающиеся на подступах к Ленинграду. Работа была начата в 1943-м и объединила все творческие силы театра: драматическую группу, джаз-оркестр, ансамбль песни и пляски. Спектакль ставил Александр Пергамент.
В процессе создания декораций художница Софья Вишневецкая выезжала вместе с постановочной группой на только что освобождённые от немцев районы под Ленинградом. Во время одной поездки она и увидела стену разрушенного трёхэтажного дома, которая вдохновила художницу создать такую же на сцене Выборгского дома культуры.
Премьера спектакля состоялась 10 апреля 1944 года.
Актёры, игравшие защитников города, выходили на сцену со своим боевым оружием, полученным ещё в начале войны. Общее пережитое объединяло их и сидящих в зале краснофлотцев, морских пехотинцев, ленинградцев. Зрители не скрывали слёз.
Спектакль «У стен Ленинграда» был «высшей ступенью нашей работы за годы войны. Это – наша память о погибших товарищах, о всех, кто защищал наш родной город», – позднее писала актриса Евгения Церебилко.
Боевые награды
За годы Великой Отечественной войны труппа Театра Краснознамённого Балтийского флота дала свыше 6000 выступлений.
В 1942 году за работу на переднем крае орденом Красной звезды были награждены директор театра Анзель Гитцович, актёры Леонид Головко, Даниил Коган, Михаил Ладыгин, Александр Княжеский, художник-постановщик Вячеслав Коваленко и актриса Евгения Церебилко. Медаль «За боевые заслуги» в это же время получили ещё 15 артистов. В 1943 году медали «За оборону Ленинграда» получили 138 человек, числившихся на тот период в театре. Вдохновляя и сопровождая бойцов советской армии и краснофлотцев на пути к долгожданному дню – Дню Победы, – артисты флотского театра по-своему внесли ценный вклад в борьбу с фашизмом, вписав свои имена в историю не только театрального искусства.
Ядро труппы первых двух десятилетий жизни флотского театра составили такие актёры, как народные артисты РСФСР Л. И. Макарова, В. И. Чесноков, заслуженные артисты РСФСР Л. А. Головко, М. К. Девяткин, И. П. Дмитриев, А. М. Княжецкий, А. Д. Кутьин, М. Д. Ладыгин, В. А. Попова, Р. А. Трофимов, А. В. Трусов, художники театра С. К. Вишневецкая, В. М. Коваленко, М. Г. Молчанова.
Театр Балтфлота в 1950-1980 годы
Новый дом – город под липами
В 1947-м году военное командование распорядилось перебазировать Драматический театр Краснознамённого Балтийского флота в Лиепаю. Фактически там была набрана новая труппа. Артистам первого ТБФ предложили переезд, но большая часть коллектива осталась верна Ленинграду. Театр под управлением А. В. Пергамента работал до 1956 года, пока его окончательно не расформировали.
Театр Балтийского флота в Лиепае стал преемником и продолжателем традиций первого флотского театра. Однако в послевоенный период на флотскую сцену выходят новые лица. Добрую память своей творческой работой оставили у зрителей заслуженные артисты Латвийской ССР С. А. Антоновский, З. Н. Вишневская, М. Н. Зиновьев, Е. В. Киселева, Ю. Н. Петровский, Н. И. Терехов, заслуженные артисты РСФСР В. Ф. Коробкин, М. А. Свирина, артисты В. А. Алексеев, А. И. Алексеева, К. Я. Белова, А. С. Ткачев и многие другие. Руководством труппой и формированием репертуарной политики театра в эти годы занимаются художественные руководители – заслуженные деятели искусств В. Д. Бутурлин, В. М. Каплин, В. П. Купецкий, А. И. Лакшин, А. А. Свистунов, А. П. Струнин. Спектакли создают главный режиссер К. А. Петров, над оформлением постановок работают художники – заслуженный деятель искусств РСФСР С. С. Сережин, Т. Н. Афанасьев, М. И. Попов, З. П. Рубина, Т. И. Сельвинская, А. С. Янчук.
Главной темой в репертуаре флотского театра остаётся героико-патриотическая. Спектакли призваны раскрывать благородство и гуманизм характера русского человека, показывать героизм воинов и народа. Это есть в лучших спектаклях послевоенных лет: «Крепость под Бугом» С. Смирнова, «Настоящий человек» Б. Полевого, «Одна ночь» Б. Горбатова, «Барабанщица» А. Салынского, «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Офицер флота» А. Крона, «У стен Ленинграда» Вс. Вишневского, «Так и будет» К. Симонова. Но не только подвиги недавней войны вдохновляют постановщиков – в 1950-1980 годы театр обращается к русской истории. В спектаклях «Великий государь» В. Соловьёва, «Иван Грозный» А. Толстого, «Флаг адмирала» А. Штейна, «Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова, «Давным-давно» А. Гладкова на сцену выходят герои прошлых столетий.
Пьесы, давно вошедшие в золотой фонд русской и зарубежной драматургии, также появились на афишах театра. Произведения М. Горького, А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, Ж. Б. Мольера, Г. Ибсена, В. Шекспира, Ф. Шиллера занимают прочное место в репертуаре театра. При этом флотский театр не теряет связи с современностью – ставятся пьесы А. Арбузова, В. Розова, К. Симонова, А. Штейна, И. Штока, В. Шукшина. На сцене Театра Балтфлота живут герои-современники со своими, актуальными для зрителя, конфликтами, социальными и философскими проблемами.
Для воспитания крепости духа моряков-балтийцев ставятся пьесы, написанные флотскими драматургами: «Моряки не сдаются» Н. Имшенецкого, «Второе дыхание» А. Крона, «Глубина» В. Куприна, «Всегда с нами» Ю. Виноградова, «Кровь на янтаре» Н. Жичкина, В. Чечеткина, «Волны над нами» Л. Синельникова, «Любимая» С. Ясных, «Прикосновение» Р. Ибрагимбекова – эти спектакли были по достоинству оценены зрителями.
Легендарным, пережившим несколько редакций, оказался спектакль по пьесе Вс. Вишневского «Раскинулось море широко».
Именно в Лиепае в репертуар Театра Балтийского флота впервые вошли спектакли для детей. «День рождения кота Леопольда», «Сказка о царе Салтане», «Золотой цыплёнок», «Жили-были две лисички» – эти и другие названия на афише непременно привлекали маленьких зрителей.
География гастролей
В 1970 году Театр Балтийского флота отметил 40-летие с момента основания – в канун юбилея театру присваивают имя Всеволода Вишневского.
Коллектив активно гастролирует по Прибалтике, играет в Калининграде, Донецке, Ленинграде и Москве. Маршруты гастролей проходят также по южным городам-героям – Театр Балтфлота привозит свои спектакли в Севастополь, Новороссийск, Керчь. На западе ТБФ радует зрителей ближайшего зарубежья – труппа выступает в Польше, ГДР.
Лучшие спектакли Театра Балтийского флота регулярно показывают по телевидению Риги, Таллина, Калининграда.
С 1975 по 1981 год должность главного режиссёра Театра Балтийского флота занимал Юрий Константинович Николаев.
В 1981-м на его долю выпала непростая поездка с артистами в опалённый войной Афганистан. Кундуз, Кабул, Баграм, где военному театру вновь пришлось обратиться к формату фронтовых концертов перед зрителями с автоматами.
«Бесконечные перелёты. И напряжение войны всё время присутствовало. Нас привезли лётчики, а потом мы узнали, что на обратном пути их подбили, – вспоминает актёр Александр Козлов. – Мы туда поехали с концертом, а воины говорили: как хорошо было бы, если б вы привезли спектакль, мы будто бы дома побывали… Это меня удивило и порадовало: на войне люди хотят спектакль».
При Николаеве театр пережил ещё одно значимое событие – отметил свой полувековой юбилей. 50-летие ознаменовали гастролями в Москве. В апреле 1981 года Театра Балтийского флота показал четыре спектакля на сцене столичного ЦАТСА: премьеру «Второе дыхание» А. Крона, «Прикосновение» Р. Ибрагимбекова, «Другого не дано» Ю. Виноградова, «Без вины виноватые» А. Островского. «Как бы ни отличались эти спектакли по своим художественным достоинствам, – писал критик журнала «Театр» (№ 12, 1981), – все они несли на себе печать единого стиля, лишенного внешне эффектных примет, сдержанного по рисунку и краскам, избегающего острой театральности в чём бы то ни было – в мизансценах, ритмах, освещении, звуках, тяготеющего к непринуждённости, естественности жизненного многообразия. В этой непринуждённости повествования не сразу просматривался режиссёрский замысел. Николаева и в прежних, ранних работах никогда не соблазняла открытая демонстративность решений. Однако собственная концепция в его работах всегда присутствует и, конечно, ошибётся тот, кто примет раскованность и свободу сценического существования в его спектаклях за некую стихийность, неуправляемость «актёрского» театра – за ними всегда выверенность пропорций и точный расчёт».
Театр Балтфлота снова в Кронштадте
Репертуар 1990-х
В 1992 году в стране происходят изменения, и военный театр вместе с войсками, выводимыми из Прибалтики, перебазируется в Кронштадт – город своего рождения.
Фактически пришлось создавать театр заново. Первая сценическая площадка в Кронштадте – Морской собор, бывший в те годы филиалом Дома офицеров флота.
Обновилась труппа, необходимо было обновлять и репертуар. Актёры искали своего режиссёра, пока не сплотились вокруг фигуры уже знакомого Ю. К. Николаева. К тому времени ставший Заслуженным работником культуры Латвийской ССР Николаев вновь возглавил труппу и на долгие годы стал художественным руководителем театра.
С 1999 по 2011 годы он работал в тесном союзе с директором театра Петром Шупиком. В это время репертуар пополнился постановками классических пьес, среди которых огромной популярностью пользовалась комедия Б. Джонсона «Вольпоне и наследники» в главной роли с В. А. Филипповым. На афише театра появилась серьёзная зарубежная драматургия XX века, ставящая вечные вопросы о понятиях чести, преданности, ответственности за свои поступки, – это пьеса А. Миллера «Все мои сыновья».
Патриотическую линию продолжили драмы Б. Вахтина «Все мы и Надежда», «Синяя-синяя речка». Злободневные комедии особенно были востребованы у гражданского зрителя – в этот период ставится драматургия В. Красногорова, Ю. Полякова, Л. Разумовской.
Основные творческие силы труппы 1990-х – 2000-х – это актёры старшего поколения А. Козлов, Ф. Копосов, Н. Перевозчикова, З. Терскова, В. Филиппов. С ними на одной сцене в эти годы играли актёры среднего возраста и более молодые творческие силы театра: О. Бережная, А. Ермолаев, Н. Ермолаева, Н. Кириллова, В. Ладанов, А. Милков, З. Миндолина, Г. Насырова, С. Соловьёва, Н. Сонин, Г. Ткач, А. Федынко, Б. Хасанов, Д. Худякова, Е. Чижова.
Не прерывается связь театра со своим первым зрителем – моряками Ленинградской военно-морской базы. Труппа продолжает выступать на кораблях и в воинских частях. Концертами и спектаклями театр участвует в проводимых округом и флотом учениях, парадах, праздниках, среди которых самый любимый – это, конечно, День ВМФ.
В ноябре 2007 года театр с большим успехом выступил на Первом фестивале драматических театров Вооруженных Сил «Звёздная маска» – в Москву привезли спектакль по пьесе А. Миллера «Все мои сыновья».
Театр Балтфлота сегодня
Современный период в истории театра начинается с 2011 года – в этом году Драматический театр Балтийского флота, сменив несколько сценических площадок в Кронштадте, получил постоянную прописку в здании бывшего Морского собрания на улице Советской, 43 (там, где он располагался в 1930-1940 годах). Обживая исторические стены, артисты в добавление к Большому залу с высокой сценой оборудуют новую Малую сцену, которая становится основной и любимой рабочей площадкой. При ней возводится уютный зрительный зал на 75 мест.
В 2013 году осиротевшую после кончины Юрия Николаева труппу возглавил молодой выпускник Санкт-Петербургской Академии театрального искусства режиссёр Михаил Смирнов. Он тщательно отбирает пьесы современных авторов (А. Богачёвой, В. Сигарева, А. Червинского, Н. Коляды), вместе с драматургами создаёт инсценировки по произведениям М. Булгакова и В. Быкова, приглашает молодых режиссёров – студентов выпускных курсов РГИСИ ставить с актёрами ДТБФ дипломные работы, которые постепенно вливаются в репертуар театра.
В труппу приходят свежие, молодые артисты: А. Болдина, М. Гуляева, И. Юсупов. Постепенно обновляется, молодеет и публика, сидящая в зрительном зале. На спектакли ДТБФ в Кронштадт приезжают театралы из Санкт-Петербурга, Ломоносова, Сестрорецка.
Сегодняшний Театр Балтийского флота выпускает по 5-6 премьер в год. В 2019-м к 75-летию полного снятия блокады Ленинграда главный режиссёр М. Смирнов поставил спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова и «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина. В этом спектакле заняты корифеи ДТБФ – актёры В. Филиппов, А. Козлов и Н. Перевозчикова, отдавшие служению на сцене флотского театра по 40 лет жизни. Спектакль «Счастье моё», поставленный М. Смирновым по пьесе А. Червинского, появился в репертуаре театра как дань уважения поколению победителей. На сцене 1947 год, ещё вчера была война, а молодой Виктории так хочется счастья, и она точно знает, каким оно должно быть. По итогам V фестиваля драматических театров Вооруженных Сил «Звёздная маска» (2019, Москва) актриса Н. Ермолаева, сыгравшая Викторию, получила диплом «За главную женскую роль».
В 2019 году пост директора театра занимает Павел Борисович Солодухин.
Театр продолжает гастролировать по военно-морским городам: Калининград, Балтийск, в городе-герое Севастополе артисты выступили с большой программой, устроенной в рамках празднования Дня города.
Не забыты и юные кронштадтцы. Каждый сезон ДТБФ радует их премьерами музыкальных сказок. Новогодние ёлки для детей – также традиция ДТБФ.
Подойдя к своему сезону № 90, Театр Балтийского флота пользуется уважением у военного командования, имеет разнообразный репертуар, высокопрофессиональную, сыгранную труппу под руководством самобытного, имеющего свой творческий почерк режиссёра, преданных зрителей и не только среди жителей Кронштадта, а также отличную сценическую площадку – то есть свой дом. У этого театра есть все условия для долгой, счастливой творческой жизни. А значит, будут и следующие страницы в его истории…