О театре
Легендарный Кронштадт. С этим городом – крепостью тесно связана история русского флота. Здесь в 1930 году основан первый военно-морской театр – Театр Краснознаменного Балтийского флота.
За восьмидесятисемилетнюю историю сценической деятельности гастрольные маршруты театра пролегли от крупнейших городов европейской части нашей страны до промышленных центров Урала, от южных городов-героев Новороссийска, Севастополя, Керчи до гастролей в Польше, Германии и Афганистане.
Для театра 80 лет – небольшой срок, но вполне достаточный для формирования его индивидуально-неповторимого творческого лица. Уже заложены определенные традиции, уже имеется своя история – история, неразрывно связанная с героической историей Балтийского флота.
Декабрь 1930 года. После военных маневров Краснознаменного Балтфлота был дан концерт, на котором присутствовал Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Высоко оценив большую и нужную работу концертной бригады, К.Е. Ворошилов высказал пожелание о создании военно-морского театра. По инициативе маршала из группы талантливых “мастеров смеха и веселья”, энтузиастов художественной самодеятельности в городе-крепости Кронштадте создан театр .
В своей статье на десятилетний юбилей театра его художественный руководитель А.В.Пергамент писал “…первое пятилетие жизниколлектива проходило в достаточной степени хаотично. В театр были списаны с кораблей и частей флота артисты самых различных жанров и направлений. Тут и певцы, и танцоры, и чтецы, и акробаты, … Короче говоря, этобыл весьма разнообразный по своему составу коллектив. Ему нужна была в то время твёрдая направляющая рука. Но, ксожалению, все режиссёры, а среди них были и большие мастера советского театра, здесь являлись случайными людьми… За первые 4 года в театре сменилось 7 режиссёров”.
В 1934 году с группой выпускников Ленинградского театрального училища в театр пришел талантливый режиссер и прекрасный организатор Александр Викторович Пергамент.С его приходом в коллективе закипела бурная творческая жизнь. Новый художественный руководитель организовал профессиональную учебу, приглашая для преподавательской работы видных мастеров советского театра – Л. С. Вивьена, Б.В. Зона, Н.М. Щукина.
Творчески активная молодежь театра увлеченно постигала секреты актерскогомастерства системы К.С. Станиславского. “Мне было радостно узнать, – писал в августе 1938 года коллективу театра Балтики К.С. Станиславский, – что моя работа в искусстве поможет вам создать образы жизненной правды и показать их доблестным бойцам Краснознаменного Балтийского флота и славной крепости Кронштадт”.
За десять лет театр Балтийского флота вырос из группы двадцати четырех артистов-любителей в профессиональный театр в количестве ста человек. Главное же достижение первогодесятилетия не в количественном росте коллектива театра. А в повышении художественного мастерства и воспитательной целостности его работы. Театр стал боевым помощником Балтийского флота, его структурным подразделением. Художественный руководитель А.В.Пергамент констатировал: “ Как и всякой воинской части, театру приходилось вести работу оперативно, всегда контактируя её с интересами флота; во время маневров создавать подвижные бригады, ставить наряду с большими пьесами, портативные спектакли,легко приспосабливая их к показу в небольшом клубе части или на палубе корабля, всегда иметь в готовности выездную группу”.
В грозные годы Великой Отечественной войны театр во фронтовых условиях проходит проверку на гражданскую и творческую зрелость своего искусства. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года состоялась встреча коллектива театра с Вс. Вишневским в Таллине, куда в 1940 году театр был переведен из Кронштадта. Писатель говорил о суровых испытаниях и новых задачах, стоящих перед коллективом в условиях войны. Своим искусством театр должен был помочь мобилизовать военных моряков на борьбу с врагом.
26 августа 1941 года коллектив театра, размещенный на военных и гражданских кораблях, под непрерывной бомбежкой гитлеровской авиации и флота, совершает перебазирование в Ленинград.“ Бьют с эстонского берега (там уже враг). Бьют с финского – вспоминает участник этого перехода Всеволод Вишневский – Летят с визгом снаряды …Катера спасают людей …Бьют зенитки и пулеметы! Бьют все корабли …Идем сквозь круги Дантова ада и бьемся…” Часть кораблей, на которых были работники театра, прорвались из гитлеровского окружения и благополучно добрались до Ленинграда. Большая жечасть коллектива театра погибла на кораблях, торпедированных гитлеровцами.
1947 год. Решением Политического Управления ДКБФ театр был перебазирован в Лиепаю.
В 1970 году в канун 40-летия театру было присвоено имя Всеволода Вишневского. В этот период театр активно продолжает нести искусство в массы. Это гастроли в столицах республик Прибалтики, городах Калининграде, Донецке, Ленинграде и Москве. Лучшие спектакли регулярно показываются по телевидению Риги, Талина, Калининграда, других крупных городов, где театр выступает с гастролями. Выезжает коллектив и за рубежи нашей Родины – в Польшу, ГДР. С честью проходит по военным дорогам Афганистана. К своему 50-летнему юбилею театр посвящает пьесу Александра Крона “ Второе дыхание ”. Юбилейные гастроли проведены в Москве на сцене Центрального театра Российской Армии.
1992 год. Изменения, происходившие в нашей стране не обошли стороной и коллектив театра. Вместе с войсками,выводимыми из Прибалтики он перебазируется в Кронштадт- город своего рождения.
Коллектив, сложившийся в Кронштадте, с честью продолжает славные традиции предыдущих поколений. Дух товарищества, дружбы, ответственное отношение к профессиональным обязанностям – все это стало законом жизни коллектива, который с 1998 года возглавили начальник театра капитан 2 ранга Шупик Петр Михайлович и главный режиссер заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Николаев Юрий Константинович.
Театр Балтийского флота прошел свой славный путь как первооткрыватель новых дорог в патриотическом искусстве. Отсчет его биографии идет в ногу со временем. За 80 лет творческой деятельности театр выпустил более 400 спектаклей, обслужил свыше 7 миллионов зрителей. Ежегодно коллектив театра проводит до сорока встреч и концертов,выступая на кораблях, в воинских частях и отдаленных подразделениях, в клубах, домах и дворцах культуры разных городов, на предприятиях.
Творческий коллектив театра состоит из актеров самых разных поколений,завоевавших любовь и признание зрителей. Это ветераны театра – А.С. Козлов, Н.В.Козлова, В.А. Филиппов, О.Г. Бережная, В.М. Горовой, З.Ф. Терскова, Ф.В.Копосов, Н.А.Иштаев, Н.Н.Сонин. Актеры среднего поколения – В.А. Ладанов, Е.А.Чижова, Д.И.Худякова, Г.М. Ткач, З.Н Миндолина, Н.С. Кириллова, Е.А. Достойное место в репертуаре занимает молодежь– Н.А.Ермолаева, С.Л.Соловьёва, Г.В.Насырова, А.И. Ермолаев, А.А. Милков.
Созданию художественно – целостного образа спектакля всегда сопутствует труд большого коллектива работников, которые остаются невидимыми для зрителей. Во многих технических цехах работают мастера своего дела, многолетние труженики театра И.В. Мунтян, А.В. Гирис, О.А. Хохлачёв, Л.А.Терёхина, Н.В.Стратийчук, В.В. Вишневская, Е.В. Токарева, Н.Н.Медведева, С.Ю. Треба, В.П.Тихомирова, И.Н.Осипенко.
Коллектив театра с честью продолжает нести традиции старших поколений.